»нститут "ёр»нфо–-ћ√”" >>>  онференции и круглые столы >>>

—овместно с кафедрой  риминалистики ёридического факультета
ћосковского √осударственного ”ниверситета

Ќаучно-практическа€ конференци€

 риминалистические методы исследовани€ доказательств в гражданском, арбитражном и административном процессе

18 - 19 феврал€ 1997 г.

  вопросу о средствах доказывани€ в административно юрисдикционном процессе

ј.ј. ѕеков

¬ цел€х реализации  онституционных прав граждан и выработки механизма их реализации при рассмотрении дел об административных правонарушени€х, необходимо привести в соответствие законодательство об административных правонарушени€х к реально сформировавшимс€ общественным отношени€м и разрешить некоторые процессуальные проблемы правового характера.

ѕ–ќЅЋ≈ћј-1. —огласно ч.I ст.244  одекса –—‘—– об административных правонарушени€х, в ходе проведенного досмотра или задержани€ могут быть изъ€ты вещи и документы, €вл€ющиес€ орудием или непосредственным объектом правонарушени€. —ледовательно, предметы и документы, которые могут (должны быть) использованы как вещественные доказательства, но не €вл€ющиес€ орудием или непосредственным объектом правонарушени€, изъ€тию не подлежат.

јЌјЋќ√». ”головно процессуальный  одекс –—‘—– предусматривает возможность изъ€ти€ следователем или лицом, производ€щим дознание, предметов или вещей, которые могут иметь отношение или значение дл€ дела (ст.ст.168, 171-172 ”ѕ  –‘).

ѕ–≈ƒЋј√ј≈“—я. ¬нести изменени€ в ч.I ст.244  одекса –—‘—– об административных правонарушени€х и заменить фразу "€вл€ющиес€ орудием или непосредственным объектом правонарушени€" на выражение "имеющие отношение к делу об административном правонарушении".

–≈«”Ћ№“ј“. ѕри такой формулировке, делаетс€ возможным изымать любые предметы и документы, которые могут быть использованы в качестве вещественных доказательств по делу, даже если эти предметы и документы не €вл€ютс€ орудием или предметом правонарушени€.

ѕ–ќЅЋ≈ћј-2. ”читыва€, что ст.244  одекса –—‘—– об административных правонарушени€х определ€ет полномочи€ должностных лиц, то можно сделать вывод, что лицо, осуществл€ющее производство по делу, не может изымать вещественные доказательства отличные от предмета или оруди€ совершени€ правонарушени€. јнализ законодательства показывает, что право представл€ть доказательства предоставлено только лицу, привлекаемому к административной ответственности (ст.247  ојѕ –—‘—–). ќ том, что это могут сделать другие участники процесса, «акон умалчивает. —ледовательно, вещественные доказательства, не €вл€ющиес€ предметом или орудием правонарушени€, могут быть представлены только лицом, привлекаемым к административной ответственности.

јЌјЋќ√». ”головно процессуальный  одекс –—‘—– предусматривает, что доказательства могут быть представлены не только лицами, участвующими в уголовном процессе, но и любыми физическими и юридическими лицами (ст.70 ”ѕ  –—‘—–). √ражданский процессуальный јрбитражный процессуальный  одексы предусматривают возможность представлени€ доказательств лицами, участвующими в деле (ст.50 и того и другого).

ѕ–≈ƒЋј√ј≈“—я. ƒополнить ст.231  одекса –—‘—– об административных правонарушени€х частью III следующего содержани€: "ƒоказательства могут быть представлены лицами, участвующими в производстве по делу об административном правонарушении, а также любыми гражданами и юридическими лицами. Ћицо, участвующее в деле, не имеющее возможности самосто€тельно получить необходимое доказательство от участвующего или не участвующего в деле лица, у которого оно находитс€, вправе обратитьс€ в орган (к должностному лицу), в производстве которого находитс€ дело об административном правонарушении, с ходатайством об истребовании данного доказательства. ¬ ходатайстве должно быть указано, какие обсто€тельства, имеющие значение дл€ дела, могут быть установлены этим доказательством, обозначено доказательство и указано место его нахождени€. ќрган (должностное лицо), в производстве которого находитс€ дело об административном правонарушении, истребует данное доказательство, а при необходимости выдает лицу, участвующему в деле, запрос дл€ получени€ доказательства. Ћицо, у которого находитс€ истребуемое доказательство, направл€ет его непосредственно в орган (должностному лицу) или выдает на руки лицу, имеющему соответствующий запрос, дл€ передачи органу (должностному лицу) в производстве которого находитс€ дело об административном правонарушении".

–≈«”Ћ№“ј“. ”величиваетс€ объем средств доказывани€, а соответственно повышаетс€ обоснованность принимаемых решений по делам об административных правонарушени€х.

ѕ–ќЅЋ≈ћј-3. “еори€ доказательственного права и законодательство говор€т о том, что в основу принимаемого решени€ могут быть положены только те доказательства, которые обладают свойствами относимости и допустимости. ѕоэтому, предметы, изымаемые в ходе личного досмотра или досмотра вещей, должны быть надлежащим образом оформлены. —тать€ 243  одекса –—‘—– об административных правонарушени€х предусматривает, что досмотр вещей должен проводитс€ или в присутствии их собственника (владельца) или в присутствии двух пон€тых, а личный досмотр, только лицом одного пола с досматриваемым и в присутствии двух пон€тых того же пола.

 онституци€ –оссии (ст.50) запрещает использовать доказательства, полученные в нарушение федерального закона. —ледовательно, предметы или документы, изъ€тые в ходе досмотра, проведенного с нарушением установленного пор€дка (в отсутствие необходимого количества свидетелей, лицом другого пола или в присутствие свидетелей иного пола и т.д.) не могут быть использованы в качестве вещественных доказательств. јдминистративное законодательство предусматривает освобождение от ответственности лиц, совершивших де€ни€ предусмотренные  одексом –—‘—– об административных правонарушени€х, в состо€нии крайней необходимости и необходимой обороны, аналогичный институт есть и в уголовном праве.

¬озникает вопрос: в услови€х, когда должностное лицо, действующее в услови€х крайней необходимости или необходимой обороны, не соблюда€ правила проведени€ досмотра, изымает предметы, имеющие отношение к делу, могут ли эти предметы быть использованы как вещественные доказательства? ¬озникает достаточно сложна€ ситуаци€, в которой трудно дать однозначный ответ.

јЌјЋќ√». ≈сли это было бы уголовно наказуемое де€ние, то должностное лицо, изъ€вшее предмет, могло бы представить его органу дознани€, следователю или суду (см.ст.70 ”ѕ  –—‘—–) как доказательство и быть допрошено по делу как свидетель (потерпевший).

ѕ–≈ƒЋј√ј≈“—я. Ќеобходимо предусмотреть презумпцию довери€ к должностным лицам, правомочным осуществл€ть задержание и досмотр. ¬ этих цел€х дополнить ст.243  ојѕ –—‘—– частью VIII следующего содержани€: "ѕредметы и документы, изъ€тые уполномоченным на то лицом при задержании или личном досмотре, в услови€х, когда невозможно было обеспечить присутствие пон€тых или соблюдение иных правил проведени€ досмотра, могут быть использованы в качестве доказательств по делу об административном правонарушении. ¬опрос об использовании в качестве доказательств таких предметов или документов, решает лицо, правомочное принимать решение по делу".

–еализаци€ данных предложений, по мнению автора, должна положительно сказатьс€ на обеспечении неотвратимости наказани€ за административные правонарушени€ и, в то же врем€, будет способствовать упрощению административно юрисдикционного процесса, что повысит его быстроту, экономичность и эффективность.

Copyright (c) 1996-2001 »нститут актуального образовани€ ёр»нфо–-ћ√”
«амечани€ и предложени€ просьба присылать группе разработки »нститута "ёр»нфо–-ћ√”"