»нститут "ёр»нфо–-ћ√”" >>>  онференции и круглые столы >>>

—овместно с кафедрой  риминалистики ёридического факультета
ћосковского √осударственного ”ниверситета

Ќаучно-практическа€ конференци€

 риминалистические методы исследовани€ доказательств в гражданском, арбитражном и административном процессе

18 - 19 феврал€ 1997 г.

ѕравовые и криминалистические вопросы, возникающие в св€зи с куплей-продажей автотранспортных средств и защита прав покупател€

Ќ. јнчабадзе, ё. √ончаров

¬ числе задач, сто€щих перед государственными органами, важнейшее место занимает повышение эффективности борьбы с преступными пос€гательствами на транспортные средства.  ражи угоны с последующей их перепродажей прин€ли угрожающий характер в стране. “олько в ћоскве за истекший год было совершено свыше 20 тыс. угонов автомобилей.

ѕреступники измен€ют внешний и внутренний вид угнанных автомашин, перекрашивают, замен€ют отдельные части, измен€ют номерные обозначени€ кузова, шасси и двигател€. ѕодготавливаютс€ соответствующие транспортные документы, после чего продаютс€ как через комиссионные магазины, так и через авторынки с последующим оформлением в магазинах. ѕрактике известны случаи, когда сначала подготавливают документы, регистрируют их, а затем под заказ угон€ют автомобиль.

“ехнологи€ замены деталей и изменени€ маркировочных обозначений настолько совершенна, что практически не отличаетс€ от заводской, наоборот, нередко превосходит ее.

¬торое направление де€тельности автомобильных маклеров Ч незаконный ввоз иностранных автомобилей, перебивка идентификационных номерных обозначений, Ђрастаможкаї и продажа аналогичным образом.

¬ этом случае автомашину ввоз€т, подготовив одни документы, затем, после изменени€ ее маркировочных данных, оформл€ют другие документы, став€т на учет и перепродают. »з технического паспорта автомобил€ видно, что за один год у данной машины было п€ть-шесть владельцев. ѕосле их проверки вы€сн€етс€, что автомашину государственные органы ставили на учет от имени умерших лиц.

—истема подготовки к продаже краденного или незаконно ввезенного автомобил€ хорошо налажена, что требует от правоохранительных служб не только достаточной технической оснащенности, но и соответствующих знаний.

Ќизка€ организационна€ работа по вы€влению краденых автомобилей обусловливает рост числа лиц, обманутых в результате купли и продажи автомобил€.

ѕредпринимаемые ведомственные меры, типа меропри€тий, проводимых в рамках Ђантиугонной борьбыї, пока положительных результатов не дают.

ѕричины здесь разные.

“ак, “ќќ Ђѕредпри€тие ¬олгоград ј“Ё —ї и √ј» ”¬ƒ ¬олгоградской области прин€ли решение о противоугонной маркировке автомобилей, когда на все стекла, рефлекторы, указатели поворота, габаритные огни и зеркала заднего вида наноситс€ идентификационный номер-код, создаетс€ банк данных. Ёто решение стало об€зательным дл€ исполнени€ владельцами транспортных средств, причем за их счет. ќднако, антимонопольный комитет усмотрел в этом цель обогащени€. ѕодобные меропри€ти€ в насто€щее врем€ преподнос€тс€ как новшество, на самом деле такие вопросы возникли еще в 1981 году. — 1981 года практические органы обращались в различные организации с просьбой о введении ответственности за подделку номерных агрегатов, но результата до последнего времени не было. Ћишь в этом году в новом ”головном кодексе по€вилась ст. 326. ѕодделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства. ¬ ней предусматриваетс€ ответственность за подделку или уничтожение идентификационного номера кузова, шасси, двигател€, а также подделку государственного регистрационного знака транспортного средства в цел€х эксплуатации или сбыта транспортного средства, а равно сбыта транспортного средства с заведомо поддельным идентификационным номером, номером кузова, шасси, двигател€ или с заведомо поддельным государственным регистрационным знаком.

¬ведение данной статьи в ”  без вс€кого сомнени€ окажет правоохранительным органам помощь по вы€влению подпольных цехов и лиц, занимающихс€ этим видом преступной де€тельности, но вр€д ли снимет все накопившиес€ за дес€тилети€ проблемы.

ƒумаетс€, необходимо было в диспозиции данной статьи предусмотреть вопросы организации мастерских, специально оборудованных помещений, а также сбыт приспособлений дл€ уничтожени€ и набивки номерных знаков (паунсонов, матриц, сводных таблиц), их следует рассматривать наравне с поддельными незаполненными бланками документов, удостовер€ющих личность, предназначенных дл€ сбыта.

“олько по ¬олгоградской области более чем сто пострадавших обратились в различные инстанции с иском о возмещении морального и материального ущерба, полученного ими в результате купли автотранспорта.

ќсновна€ масса за€влений приходилась на долю работников √ј». Ќередко через два-три мес€ца после регистрации факта угона автомобил€ его находили, вы€вив факт подделки идентификационных номерных агрегатов.

ѕри обращении в правоохранительные структуры граждане справедливо считают, что государственные органы должны защищать их собственность от преступных пос€гательств. ѕо причине брака в работе органов внутренних дел, таможенного комитета, властных структур, торговых организаций, и возникают ситуации, в которых покупатели автотранспортных средств оказываетс€ обманутыми.

¬ заключение сделаем некоторые выводы.

  • 1) Ќастало врем€ изменени€ существующей системы купли и продажи транспортных средств. Ёто касаетс€ и органов √ј», и таможенной службы, и торгующих организаций.
  • ¬ указанных цел€х необходимо:

    • Ч создание единого регистрационного центра и банка данных;
    • Ч создание новых сопроводительных транспортных документов (технического паспорта, счета-справки), замена старого требовани€ ќ—“а є 62 от 16 декабр€ 1985 г. (√ќ—“ 254-78);
    • Ч изменение места нанесени€ номерных обозначений, марки шрифтов и технологии нанесени€ идентификационных номеров, замена сводной таблички на новую;
    • Ч создание материально-технической базы дл€ осмотра транспортных средств, подготовка специалистов соответствующего профил€;
    • Ч введение спецкурса по криминалистике в учебных заведени€х дл€ работников √ј» и таможенных служб с целью получени€ ими познаний в этой области.
  • 2) ѕредставл€етс€ целесообразным создание альтернативных негосударственных организаций, сотрудники которых занимались бы регистрацией транспортных средств, оформлением соответствующих документов, проверкой автотранспорта. Ёти организации и будут нести ответственность за все последстви€. ¬есь процесс должен быть оформлен договором с вытекающими последстви€ми.
  • 3) ƒумаетс€, пора прекратить регистрацию и оформление транспортных средств из так называемых непризнанных республик, когда, например, автомашину стоимостью 100 тыс€ч долларов можно растаможить за 3Ч4 тыс€чи долларов с последующей переправкой в соседний регион.

—транам —Ќ√ следует предусмотреть единую систему регистрации транспорта, приблизив ее к мировой, с учетом специфики страны, с созданием единого информационного банка данных.


  • 1. —имаков ¬. ѕ., √аглошвили ј. ”.   вопросу о восстановлении и фиксации уничтоженных рельефных изображений на издели€х из металла. Ч ¬олгоград: ¬—Ў ћ¬ƒ ———–, 1987.
  • 2. јнчабадзе Ќ. ј. ќрганизаци€ и введение картотеки поддельных номерных обозначений на агрегатах автомобилей // Ёкспертна€ практика. Ч є 23. Ч ћ.: ¬Ќ»» ћ¬ƒ ———–, 1985.
  • 3. ”головный кодекс –оссийской ‘едерации. Ч ћ., ƒиалог. 1996.
  • 4.  одекс об административных правонарушени€х –—‘—–. Ч ћ., ѕроспект. 1996.
  • 5. √ражданский кодекс –оссийской ‘едерации. Ч ћ., 1996.

Copyright (c) 1996-2001 »нститут актуального образовани€ ёр»нфо–-ћ√”
«амечани€ и предложени€ просьба присылать группе разработки »нститута "ёр»нфо–-ћ√”"