ЮрИнфоР >>> Электронная библиотека >>>

О месте исключительных прав в системе субъективных гражданских прав

С. А. Бабкин

Prev Next


Если эту итоговую сентенцию принять за допущение, то мы придем к выводу, что законодатель, употребив термин "исключительное" просто перепутал его с другим: "неотчуждаемое". Похоже, примерно такой и была идея Б. С. Антимонова и Е. А. Флейшиц, которые прямо отмечали: "...что касается будущего нашего закона об авторском праве, то можно высказать пожелание, чтобы неясный термин "исключительное право" был в нем исключен"[6].

Еще более категорично высказывалась М. И. Никитина:

"Исключительным ... является лишь право авторства. Все остальные правомочия автора в будущем законе должны быть лишены исключительного характера"[7].

А. И. Грингольц предпочел оценить конструкцию исключительного права в советском законодательстве с исторических позиций и пришел к выводу, что "определение имущественного авторского права как исключительного права всеми законными способами воспроизводить и распространять произведение, а равно извлекать всеми законными способами имущественные выгоды из этого исключительного права ... обуславливалось в свое время тем, что существовали отдельные частные издатели, а в работе государственных издательств и зрелищных предприятий не было достаточной плановости и согласованности. В этих условиях авторское право выступало в роли регулятора отношений также между различными издателями и между различными постановщиками произведений". Оценивая будущее советского авторского права, ученый, как и многие другие, выступал за отказ от понятия "исключительное право", но не со ссылкой на ошибочность употребления термина, а со ссылкой на отпадение исторических условий, вызвавших его появление: "Ныне авторское право потеряло значение регулятора отношений между социалистическими издательствами и зрелищными предприятиями. В советских судах отсутствуют иски о контрафакции. Авторский гонорар в огромном большинстве случаев нормирован, и ставки его определены нормативным порядком. Поэтому необходимость в исключительном праве автора воспроизводить и распространять произведение отпала..."[8].


[6]

Там же.

[7]

Никитина М. И. Издательский договор на литературное произведение в советском авторском праве. Автореф. на соиск. уч. степ. к. ю. н. М., 1954. С. 7.

[8]

Грингольц И. А. Права автора сценического произведения в СССР. Автореф. на соиск. уч. степ. к. ю. н. М., 1953. С. 8-9.


Prev Next

Подробнее см. Бабкин С. А. Интеллектуальная собственность в Сети "Интернет". М., АО Центр ЮрИнфоР.

Никакая часть содержащегося здесь текста ни в каких целях не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, будь то электронные или механические, если на то нет письменного разрешения АО "Центр ЮрИнфоР".