ЮрИнфоР >>> Электронная библиотека >>>

Огнеопальная ярость царева. О жизни и смерти боярыни Морозовой и других героев и мучеников "Контрреформации"

Л. М. Колодкин, профессор, доктор юридических наук.

Prev Next


Боярыня жила очень богато.

У протопопа Аввакума были все основания написать ей в одной из "граматок": "Знаю, друг мой милый, Федосья Прокопьевна, жена ты была боярская, вдова честная, в верху чина царева близъ царицы; в дому твоем тебе служило человек с триста, крестьян у тебя было восемь тысяч, именья в твоем дому было на 200 или 250 тысяч; друзей и сродственников в Москве множество; ездила ты к ним в карете дорогой, серебром окованной, на многих лошадях, которых по 6 и 12 запрягали с гремячими цепями; за тобою слуг, рабов и рабынь шло человек по 100 и по 200, а иногда и 300, оберегая честь твою и здоровье. Пред ними красота твоего лица сияла... и знаменита была ты в Москве..."

Как матерая вдова Федосья Прокопьевна занимала особое положение в обществе. Выполняя функции покойного мужа, главы семьи и рода, боярыня Морозова имела по сравнению с замужними женщинами большую самостоятельность: сидела на мужнином месте за "вдовьим столом" наряду с мужчинами, владела и самостоятельно распоряжалась вотчинным имуществом до совершеннолетия сына, имела собственных вассалов — мелких дворян и дворню.

"...И ЗНАМЕНИТА БЫЛА ТЫ В МОСКВЕ..."

На первый взгляд не было причин для того, чтобы еще молодая, богатая и влиятельная боярыня оказалась в стане противников царя и патриархов. Однако тайну поведения исторических лиц, как правило, удается разгадать, лишь проанализировав общественную жизнь эпохи, в которой они жили. Федосья Соковнина (Морозова) родилась 21 мая 1632 года. Она была современницей Джерарда Уинстенли, Джона Лильберна, Оливера Кромвеля и Жана Батиста Мольера, Степана Разина, Богдана Хмельницкого и Ермака. Они жили в суровое время. Религия прочно входила в приоритеты жизни каждого, приобретала значение высших ценностей человека, диктовала людям, даже далеким от тонкостей религиозных учений, необходимость проявлять горячий интерес к библейским текстам, вникать в смысл и содержание каждого слова Божественного Писания. Такова психологическая особенность людей середины XVII века — богоискателей и богоборцев. Не было в этом отношении исключением и Московское царство. Значительная часть общества интуитивно чувствовала, что недавняя смута была связана с влиянием Запада, охваченного религиозными распрями, и стремилась сохранить исконное, национальное, традиционное в укладе жизни и вере русского народа. Ярким представителем этой части общества явилась боярыня Морозова. Воспитанная в традициях глубоко религиозной семьи "лихвинских и карачевс-ких детей боярских Соковниных", Федосья строго придерживалась старины, блюла свод нравственных норм и правил отцов и дедов — "Домострой". По уставу Домостроя образцовый благочестивый дом уподобляется монастырю. Дом боярина Глеба Ивановича, человека пожилого, думающего о спасении души, богобоязненного, тихого и степенного, в который молодой хозяйкой вошла юная Федосья, наиболее полно выражал идеал Домостроя. После смерти хозяина дом Морозовой стал все больше приобретать черты монастырского уклада жизни.


Prev Next

Никакая часть содержащегося здесь текста ни в каких целях не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, будь то электронные или механические, если на то нет письменного разрешения АО "Центр ЮрИнфоР".

(Размещено 20 апреля 2011 г.)